четверг, 9 июля 2015 г.

Народная педагогика

Из опыта липеньских бабушек

Чтобы узнать об особенностях местной народной педагогики мы решили навестить старожилов, проживающих в Липеньском сельском Совете. Нас выручили Бацанкова Полина Ивановна, проживающая в деревне Химное, и Бондарь Регина Ивановна, жительница агрогородка Липень. И вот что нам рекомендуют народные педагоги.
Бацанкова Полина Ивановна

Новорожденного ребенка нельзя показывать широкому кругу родственников примерно до первого месяца с дня рождения.Считалось, что от дурного глаза ребенок может заболеть. Когда же ребенок становился беспокойным, раздражительным, если он плохо спал по ночам, это могло служить признаками сглаза. Полина Ивановна Бацанкова рекомендует матери ребенка три раза вытереть лицо малыша материнской  ночной сорочкой.
Пожилые люди советуют чаще гладить ребенка по голове, чтобы он вырос умным и послушным. И самое главное, говорить побольше добрых слов, ведь слова несут огромный потенциал энергии. Если они произнесены искренне и с любовью, слова будут нести положительную энергетику. Полина Ивановна советует не говорить своим детям обидных, злых слов, ведь из уст родителей они могут нанести маленькому человеку непоправимый вред. К слову, Полина Ивановна лечит народными методами детей от испуга и сглаза, к ней привозят ребятишек не только из соседних деревушек, но и из районного центра.
Бондарь Регина Ивановна поделилась с нами народными потешками. 
«-Ласачка-босачка, дзе была? -У бога.
-Што рабіла? - Кросны ткала.
- Што заткала? - Кусочак сала.
- Дзе тое сала? - Кошачка ўкрала.
- А дзе кошачка? - Палезла ў падпечак.
-А дзе падпечак? - Красачкамі зарос.
- А дзе красачкі? - Дзевачкі пашчыпалі.
- А дзе дзевачкі? - Хлопчыкі пабралі.
- А дзе хлопчыкі? - Паскакалі на вайну.
-А дзе вайна? - Няма.


  Эти стихи Регина Ивановна рекомендует проговаривать, развивая пальчики ребенка.
Большое внимание липеньские бабушки уделяют сну малыша. Для того, чтобы сон был крепким, здоровым, нетревожным используются разнообразные колыбельные песни. Вот несколько примеров, напетых Региной Ивановной. 
 
«Гушкі, гушкі, гушкі,
Прыляцелі птушкі,
Селі на варотах у чырвоных ботах,
Сталі шчабятаці: каму боты даці?
Нашаму дзіцяці: Ваньку нашаму, Сцепку вашаму.» 


 
«Пайшоў коцік па масту,
Прынес Ваньку драмату.
Баю, баю, баю, бай,
Палез коцік у сарай,
Памарозіў лапкі,
Палез на палаткі.

Пайшоў коцік пад масток,
Пад малінавы кусток,
Паймаў рыбку за хвасток.
Ці самому з'есці,
Ці дзіцяці несці?
І сам трошкі ўкушу,
І Ваньку трошкі аднясу.»


Колыбельные, разнообразные потешки, которые ребенок слышал от своих родных, приобщали его к культуре, объединяли с обществом, настраивали на доброжелательные отношения, развивали базовое доверие к окружающей среде. Давайте же будем передавать, приумножать и использовать то духовное богатство, которое сумели сохранить наши бабушки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий