суббота, 27 февраля 2016 г.

Работа учащихся "Положение крестьян деревни Холуй в дореформенный период"  заняла первое место на районном конкурсе работ исследовательского характера.


     На  2015/2016 учебный год нами была определена следующая цель  в работе нашего музея :
-  Найти материал, раскрывающий развитие нашего села в XIX веке.
Разумеется, подобные сведения мы могли найти только в Национальном историческом архиве Республики Беларусь. Что и было сделано. Руководитель музея, Подвойская Ольга Алексеевна, в ходе изучения архивных  материалов, нашла ряд документов. Наиболее ценным источником, позволившим узнать о социально - экономическом развитии нашего села в обозначенный период времени, стал инвентарь имения Холуй (Кухитичи) за 1844 год. Учащимися ГУО "Липеньский УПК детский сад - средняя школа" Сочивко Никитой и Диваком Романом, были проанализированы найденные сведения. В исследовательской работе были выделены категории крестьян, проживавших в селе Холуй в дореформенный период; изучены повинности, которые крестьяне несли в пользу помещика; проведена классификация крестьянских хозяйств. В ближайшей перспективе планируется создание новой экспозиции в музее учреждения образования. 
     17 февраля на районном конкурсе исследовательских работ в категории "История" наша работа была признана лучшей.

Топонимика Липеньского микрорегиона. 


     Деревня Липень до 1920 года называлась Холуй. О происхождении данного названия имеется ряд предположений. Согласно словарю Даля, холуем называлась рыболовная снасть. Плетеные из ивняка запруды для ловли рыбы, с помощью которых перегораживали реки наискосок, также назывались «холуями». Встречается данный термин и на территории Российской Федерации. В Коми, Приуралье, Сибири холуями называли завалы в реках из упавших стволов деревьев. Можно проследить взаимосвязь между данными трактовками — все они так или иначе связаны с реками. Вот и наша деревня получила такое название, скорее всего, по причине ее близкого расположения к реке. Возможно, первые поселенцы селения занимались преимущественно рыбной ловлей. 
     Имеется еще и легенда о происхождении данного названия. Согласно преданию, на берегу реки Свислочь проживали свободолюбивые и гордые люди, именовавшие себя соколами, а свое поселение Соколиным Кутом. Однако, помещик пренебрежительно отозвался о поселенцах, проживавших на его землях: "Не соколы вы, а холуи." С тех пор и начали называть селение Холуем. 
     В современном Липене сохранились в обиходе и упоминаются следующие топонимические названия:
Надмогильный камень 
- Староселье - район деревни, расположенный в восточной части села. По данным археологов, здесь располагалось «селище I тысячелетия нашей эры». Здесь же размещается камень со славянскими надписями. По предположениям старожилов, камень попал сюда с бывшего кладбища, которое размещалось в районе фольварка Холуй.
- Кринички — район деревни, расположенный в западной части села. Получил название от множества криниц, которые берут начало в данной местности. К родникам в агрогородке Липень сохраняется очень бережное отношение, ежегодно к кринице совершается крестный ход. Недалеко от «Криничек» располагается местное кладбище. В стороне от него имеется разграбленное еврейское кладбище с несколькими надмогильными камнями, с сохранившимися  на них еврейскими символами.
- Тодоров Кут — северная окраина села, отличается достаточно болотистым характером местности.
- Собачий поселок — по предположениям жителей, раньше на улице проживало большое количество охотников, которые выращивали специально обученных собак.
- Галёня — улица Риммы Кунько, расположенная на берегу реки Свислочь. По преданиям, ранее здесь проживали самые бедные жители деревни.
- «Шлях из Ничье в Липень» - не сохранившаяся дорога, соединявшая эти населенные пункты и значительно сокращавшая пеший путь.В районе деревни Ничье до сих пор местные дачники считают, что в их местности находятся следы захоронений  времен Отечественной войны 1812 года.
- Завишин - первоначально фольварок, затем железнодорожная станция. Сейчас данный населенный пункт считается частью деревни Липень, но некоторые жители помнят данное название, полученное в честь помещиков Завишей. Роду Завишей принадлежали не только населенный пункт Холуй и фольварок Завишин, но и ряд других населенных пунктов Осиповичского района. В собственности этих помещиков были  деревни Вязье и Орча, Игнатовка и Химное, Вязовница и Бозок, Аминовичи и Лозовое, Жорновка и Зборск. Кроме деревень Осиповичского района в собственности Завишей были земли современного Узденского района, в том числе и имение Кухтичи.
Об остальных топонимических терминах Липеньского сельского Совета в следующих публикациях.

Районная научно-практическая конференция в Осиповичском краеведческом музее.


Сегодня, 27 февраля в районном краеведческом музее состоялась конференция на тему "Проблемы и изучение сакральной топонимики Осиповичского района". В конференции принимала участие и руководитель музея "Боевой и трудовой славы" ГУО "Липеньский УПК детский сад - средняя школа" Подвойская Ольга Алексеевна. Тематика выступления - "Топонимика Липеньского микрорегиона". Конференция была созвана по инициативе местного краеведа Клеванца Юрия Васильевича. Юрий Васильевич на протяжении многих лет занимается изучением топонимики Осиповичского района, наибольший интерес краевед проявляет к дохристианским названиям географических объектов. На фотографии - Клеванец Юрий Васильевич во время своего доклада.
В ближайших публикациях будет размещена информация о топонимах Липеньского сельского Совета.

суббота, 30 января 2016 г.



Национальный исторический архив Беларуси

Данное государственное  учреждение является святая святых для любого историка, а также для тех, кто интересуется историей родного края, исследованием родословных. 
Побывав и поработав в архиве, я осознала одну важную вещь: МНЕ ХОЧЕТСЯ ТУДА ВОЗВРАЩАТЬСЯ ВНОВЬ И ВНОВЬ. Однако этого бы не произошло, если бы не счастливое стечение обстоятельств. 
1. Заведующая читальным залом - Оксана Валерьевна, замечательный специалист и просто хороший человек. Мне просто повезло, что приехав впервые в эту святыню для исследователя, именно эта женщина помогла мне освоиться  и понять что к чему. Уже впоследствии я наблюдала, как посетители архива уходили ни с чем просто потому, что рядом не оказалось человека способного помочь и подсказать, в каком русле нужно двигаться. А подсказка здесь просто необходима даже для человека разбирающегося  в истории.
2. Сайт Национального исторического архива. Если вы собираетесь заняться исследованием с привлечением архивных источников, самое первое, что вы должны сделать это посетить сайт данного учреждения. Я даже написала электронное обращение с просьбой подсказать, какие документы мне необходимы для допуска в архив. И о чудо, мне ответили спустя 2 дня!!!! Ответ был очень лаконичен и толков. На сайте вы можете задать интересующие вас вопросы, ознакомиться со временем работы читального зала, посмотреть справочник имеющихся фондов (это мне порекомендовали сделать в первую очередь). Не бойтесь спрашивать - и вам ответят.
3. Определиться с тематикой исследования. Многие думают, я в том числе, что тему и цель работы я определю, когда найду документы в архиве. НО!!!! Когда вы приедите в архив, вас не допустят к фондам и описям, пока вы не изложите в письменном виде ваш план работы. ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОТОВЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ. У вас должна быть тема исследования, цели и задачи, а также перечень документов, которые, по вашему мнению, смогут вам помочь. Вот здесь и пригодится справочник фондов, размещенный на сайте.
4. Если вы работаете над научно-исследовательской работой, в архиве потребуется ходатайство от учреждения, в котором вы работаете . С этим проблем не возникло, директор была только рада отправить меня в архив для пополнения фондов музея учреждения образования. В ходатайстве также должна быть оказана тематика исследования. Не волнуйтесь, в ходе архивной работы ваша тема и цели могут измениться, но до этого уже никому дела не будет.
5. Сделайте фото для читательского билета. Оно должно быть размером 3/4 и актуальным,т.е. не 10-летней давности. Если вы забыли фото  при первом посещении архива, не волнуйтесь- вас допустят, но при условии, что паспорт у вас с собой. Читательский билет действителен на протяжении года.
6. И еще... некоторые думают, что документы в архиве найти дело легкое, что там искать!!!! Но это совсем не так, может уйти много дней, прежде, чем вы найдете необходимую вам информацию....А дальше, если вы нашли документ, вам нужно его заказать на специальном бланке. Если дела из разных фондов, они пишутся на разных бланках. Документы доставляют не быстро. Если эти дела для научно-исследовательской работы, их могут доставить на следующий день, ну или через 2 - 3 дня (зависит от очереди). Дела связанные с исследованием родословных приносятся гораздо позже, очереди там очень большие, ждать придется по несколько недель. Хотя, если вы из зарубежья, вам будут стараться идти на встречу. В первый день, несмотря на то, что я в принципе местная, живу всего в 100 километрах от Минска, дела мне были предоставлены через 3 часа!!! Опять - таки низкий поклон Оксане Валерьевне, без нее я уехала бы не "солоно нахлебавшись", как девушка из Гомеля на следующий день.
Вот такая история. Продолжение следует. В следующий раз я расскажу, как пользоваться читальным аппаратом.

вторник, 15 декабря 2015 г.

У команды Липеньского УПК -  третье место!!! 

...И нам есть куда расти.


     12 декабря 2015 года в Государственном учреждении образования "Гимназия города Осиповичи" состоялась финальная игра "Брейн - ринг. Осиповичи: прошлое и настоящее". Во втором этапе брейн - ринга встретились 8 команд:
1. ГУО "Липеньский УПК детский сад - средняя школа"
2. ГУО "Средняя школа №4"
3. ГУО "Гимназия г. Осиповичи"
4. ГУО "Вязьевская средняя школа"
5. ГУО "Средняя  школа №1"
6. ГУО "Средняя школа №2"
7. ГУО "Средняя  школа №3"
8. ГУО "Свислочская средняя школа"

     По жеребьевке, в первом этапе игры в соперники нашей команде достались учащиеся Свислочской школы. Команда Липеньского УПК выиграла данный этап со счетом 3:0. По результатам первого раунда в полуфинал вышли команды Вязьевской и Липеньской школы, учащиеся ГУО "Средняя школа №4" и "Гимназия г. Осиповичи".
   В полуфинале в соперники нам досталась команда школы №4. Игра была по-настоящему жаркой. Счет сравнялся до 4:4. Остался последний финальный вопрос, в котором команда 4 школы оказалась быстрее липеньских учащихся. В итоге - 5:4, в финале ГУО "Средняяя школа №4", а мы боремся с командой Вязья за третье место. 
     В этой борьбе и проявилась  вся нервозность - нашей командой был допущен фальсстарт, был неверно дан ответ на вопрос о прежнем названии улицы Голанта, и команда Вязьевской школы, из-за наших же оплошностей начала выходить вперед. Но липеньские интеллектуалы все-таки смогли настроиться. Итог игры за третье место -  5:2. Команда ГУО "Липеньский УПК детский сад - средняя школа" заняла почетное третье место.

среда, 9 декабря 2015 г.






В субботу 12 декабря, активисты музея "Боевой и трудовой славы" ГУО "Липеньский УПК детский сад - средняя школа" будут участвовать в брейн-ринге, посвященном истории города Осиповичи. Команда представлена учащимися 11 и 10 класса. Капитаном команды является Сочивко Никита, ответственными за нажатие сигнальной кнопки и написание протокола - Лягуцкий Виталий и Малахов Артем. Мозговой штурм осуществляют Пирогова Светлана и Дивак Роман.

Творцы современной истории

Творцы современной истории.

В данной заметке речь будет вестись о выпускнике ГУО "Липеньский УПК детский сад - средняя школа" Степаняне Давиде Акоповиче.
Давид Акопович с отличием закончил нашу школу и поступил в Белорусский медицинский университет. Сейчас он - выдающийся хирург, работающий в Центральной районной больнице города Осиповичи. Весной 2015 года Давид Акопович был награжден специиальной премией Могилевского облисполкома в социальной сфере.
Когда возник вопрос о том, кто же будет являться героем видеоролика о творцах современной истории в рамках акции "Жыву ў Беларусі і тым ганаруся", выбор сразу пал на доктора Степаняна. Интервью у выпускника нашей школы вызвался взять учащийся 10 класса Лягуцкий Виталий. Что же из этого получилось, вы можете узнать, посетив страничку музея в социальной сети "Вконтакте"

Видео "Творцы современной истории"